ОРИОН

С миру по нитке...

Артисты Театра им. Сац станцевали балет

Год назад, 25 декабря 2016 года, над Черным морем под Сочи разбился самолет Министерства обороны России Ту‐154, на борту которого находился почти в полном составе знаменитый на весь мир ансамбль песни и пляски имени Александрова… В память об этой страшной трагедии Международная федерация балетных конкурсов совместно с театральной компанией «Арт-лаборатория» на благотворительной основе показали спектакль Нины Мадан «Письма с фронта».

Фрагмент из спектакля “Письма с фронта”. Фото – Юрий Машков.

Это балет о жизни, сломанной войною. И еще он о любви, любви торжествующей, несмотря ни на что, над смертью. Артистам Музыкального театра им. Сац эта тема оказалась близка еще и потому, что коснулась она их совсем непосредственно. В спектакле участвовала ведущая балерина этого театра Варвара Серова, жена погибшего в том рейсе артиста балета ансамбля Александра Серова.

— Я никогда не могла ожидать, что так близко ты можешь прикоснуться к такому ужасу, — говорит мне создатель спектакля Нина Мадан. — Я знала Сашу Серова, который разбился на этом самолете, очень хорошо. Это был наш друг. Мы его очень любим. И Варечка, ведущая артистка балета Театра Сац, принимала участие сегодня в нашем спектакле. Она окончила хореографическое училище при театре танца «Гжель», танцует у нас в театре. Год назад в ноябре она получила на Всероссийском конкурсе артистов балета серебряную медаль. И Саша радовался тогда вместе с нею. Потом, совсем вскоре, 25 декабря, случилась эта трагедия. А недавно Варвара родила Саше дочку, назвала ее Ульяной. Но Саша об этом так и не узнал. На этот спектакль любили приходить ребята, которые работали в этом ансамбле, друзья Александра, которые тоже погибли. И сегодня присутствовало много наших друзей, которые хотели почтить их память. И мы посвятили спектакль этому трагическому событию. Его годовщине.

Нина Мадан — молодой, но уже известный хореограф, она неоднократная победительница многих международных конкурсов, помимо «Писем с фронта» в репертуар Театра Сац входит и ее балет «Лавка чудес» Отторино Респиги на основе фортепианных пьес Джоаккино Россини, а также танцы в операх. В 2016 году спектакль «Письма с фронта», который создавался к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, стал лауреатом Гран-при национальной театральной премии имени Йывана Кырлы Республики Марий Эл; удостоен он и почетной грамоты за участие на XIV Международном телевизионном театральном смотре «Артист и война».

Нина Мадан и Вячеслав Пегарев. Фото – Юрий Машков.

Перед нами не балет в чистом виде, а, как сейчас очень распространено, синтез различных жанров: хореографии, драматического, вокально-инструментального, живописного и кинематографического искусств. Создан он музыку Валерия Гаврилина, его вокально-симфоническую поэму получившую заглавие «Военные письма». Кроме того, используются в спектакле и вставки: «Лунная соната» Бетховена звучит тут, например, на фоне записи речей Гитлера и вопящей в ответ обезумевшей от военного угара толпы, что создает резкий контраст основной лирической композиции спектакля. Письма читаются и под звучание знаменитых «Журавлей» Яна Френкеля на стихи Расула Гамзатова.

В «Письмах с фронта» простой и трагический сюжет: молодая женщина провожает мужа на фронт, ждет его, пишет ему письма, а в конце получает «похоронку». Первая сцена — прощание. Молодая пара в белом. Она (партию главной героини танцует сама Нина Мадан) на пуантах, ее образ возвышен и романтичен. Он (Вячеслав Пегарев) обещает ей вернуться, собирает вещи и с чемоданом уходит на фронт. А потом они (одетые уже в черное) в течение всего балета шлют друг другу письма. Письма зачитывают принимающие участие в спектакле драматические актеры, а хореографически воплощают танцовщики Театра Сац.

Нина Мадан и Вячеслав Пегарев. Фото – Юрий Машков.

Письма эти реальные. Их специально для спектакля разыскал режиссер-постановщик Дмитрий Жаров. За ними стоят настоящие трагические судьбы простых людей, оказавшихся участниками тех далеких событий: «Как всегда, сердце полно тревогой. То одной, то другой соседке приходят горькие известия. И мне все мнится, что теперь участь моя. Раньше говорили, что грех о живом так думать, но что же делать. Мне все кажется, что я плохо тебя любила, мало берегла. Не обижайся. Я так наказана разлукой с тобой, тревогой за тебя» — этот не могущий не волновать душу незамысловатый текст произносится со сцены от имени главной героини. В ответ читается письмо, в котором ее возлюбленный рассказывает о фронтовых буднях, о том, как он пил недавно березовый сок, а за всеми этими такими простыми словами — Любовь, которая не только слышится в письмах, но ощущается и в хореографии Нины Мадан. Она воплощается в психологически насыщенных дуэтах главных героев (центральный дуэт идет на музыку польского композитора Яна Качмарека и исполняется артистами красиво и проникновенно), в лирических сольных номерах, а также в прекрасно станцованных ансамблевых композициях: на сцене помимо протагонистов четыре пары молодых мужчин и женщин в белом — олицетворяющих эти самые письма, которые разлученные войной влюбленные пишут друг другу. (Кроме того, два танцовщика изображают детей, есть в спектакле еще роль почтальона и немца: всего здесь занято 14 артистов). Современная пластика сочетается в балете с классическими движениями, и вся хореография выстраивается на четкой драматургической основе.

Вокально-симфоническая поэма Гаврилина предназначалась не для академических певцов, а для двух известных эстрадных исполнителей— Таисии Калинченко и Эдуарда Хиля. Их голоса зритель и слышит со сцены. «Мы пройдем еще с тобой по улице. Красивые. Счастливые», — поет Хиль. «Красивые. Счастливые», — словно эхо отвечает Калинченко. Не только трагедия, тоска, боль, горе, но и радость бытия, приятие жизни как таковой отражается в музыке Валерия Гаврилина. Эти же чувства (например, в сценах игр детей, в дуэтах главных героев) наполняют хореографию Нины Мадан. Ведь это спектакль не только о страданиях и смерти. Прежде всего он о любви и надежде, что преодолевают смерть.

Источник

Leave comment

Your email address will not be published. Required fields are marked with *.

публикации учителей